Технический осмотр и контроль тормозной системы автомобиля
В правилах дорожного движения указано, что не допускается эксплуатация автомобиля при отклонении рабочих параметров тормозной системы. Такое правило выведено неспроста, ведь большинство аварий происходит именно из-за снижения тормозной эффективности или полного их отказа. Поэтому независимо от интенсивности эксплуатации транспортного средства необходимо особое внимание уделять тормозной системе.
Проверка тормозной системы
Эффективность тормозной системы напрямую влияет на безопасность движения, поэтому рекомендуется для ее проверки не реже одного раза в сезон заезжать на СТО, имеющие специализированные стенды. Самостоятельная проверка эффективности тормозного усилия практически невозможна, т.к. требует специализированной асфальтированной площадки и специфических навыков: экстренное торможение при скорости 40 км/ч должно быть эффективным без признаков ухода автомобиля в сторону.
Эффективность тормозного действия определяется отдельно для каждого колеса, ведь при снижении тормозного участия хотя бы одного колеса, происходит занос автомобиля с потерей управляемости при резком торможении. Поэтому получаемые на специализированном стенде индивидуальные результаты тормозного усилия для каждой оси не должны значительно отличаться и должны соответствовать установленным пределам норматива.
Большинство СТО оснащены стендами барабанного типа, которые имитируют движение машины со скоростью около 5 км/ч. Поочередно проверяется каждое колесо, которое получает движение от валков стенда, по команде оператора водитель нажимает на педаль с максимальным усилием, а стенд фиксирует усилие сопротивления вращения валков, соответствующее «мощности» тормозной системы. Стоит отметить, что при тесте тормозного усилия влияние системы ABS не учитываются, т.к. скорость «движения» автомобиля значительно ниже ее срабатывания.
Общая эффективность тормозного усилия стояночного тормоза определяется по усредненным параметрам без учета разности данных на колесах, и должна составлять не менее 16%.
Измеренные данные могут быть недостоверными, если были допущены такие ошибки:
- Использование шипованных или высокопротекторных шин с малым коэффициентом сцепления.
- Не равномерное давление во всех шинах или отклонение его от нормы.
- Состояние деталей тормозной системы: если на тормозные колодки попала вода, то необходимо их просушить, а в случаях предшествующей недавней замены колодок или дисков, барабанов, требуется определенный пробег автомобиля для их приработки.
- Измерения проводятся только на «холодных» шинах, поэтому перед стендом автомобиль должен некоторое время постоять.
Признаки неисправности тормозной системы
Невнимательное отношение к тормозной системе и несвоевременная замена расходников приводят к непредвиденным отказам тормоза, поэтому всегда необходимо обращать внимание на основные признаки неисправности тормозной системы:
- Тормозной путь на сухом асфальтном покрытии должен составлять около 14 м, а тормозные отпечатки должны быть равномерными для всех четырех колес, причем не должно проявляться эффекта юза автомобиля в сторону. Стоит отметить, что длина тормозного пути должна соответствовать паспортным данным модели автомобиля, т.к. на данные сильно влияет снаряженная масса машины и тип шин.
- Увеличенный свободный ход тормозной педали, который свидетельствует о наличии воздушных пробок в системе или ее разгерметизации. «Схватывание» тормозов на втором качке обозначает, что есть воздух в системе, тормозная жидкость пришла в негодность или выработаны рабочие элементы гидравлической системы. «Мягкая» педаль на втором-третьем качке гарантированно дает понятие о разгерметизации гидравлики. Продолжать движение при таких проявлениях недопустимо, и необходима буксировка на жесткой сцепке или на эвакуаторе.
- «Твердая» педаль с малоэффективным торможением обычно проявляется при большой выработке тормозных накладок, заклинивания поршней гидравлической системы или отказе вакуумного усилителя (если такой имеется на модели машины). Продолжать движение с такими признаками не рекомендуется, а транспортировка автомобиля допустима при пониженной скорости.
- Неэффективная работа только стояночного тормоза проявляется в основном из-за заедания механизма передачи усилия на тормозные колодки. Агрессивная среда подкузовного пространства ускоренно окисляет и разрушает металл, поэтому частыми отказами стояночного тормоза является «прикипание» тросов и тяг. Еще одна причина – это вытягивание троса, приводящая к плохой передаче усилия.

- При длительной скоростной езде и частых интенсивных торможениях проявляются периодические проявления «проваливания» педали – тормозная жидкость закипает при торможении с образованием воздушных пробок. Это свидетельствует о необходимости ее замены на новую, с обязательной тщательной очисткой всех вентиляционных отверстий на тормозных дисках.
- Увод машины в сторону при торможении – неравномерный износ тормозных колодок вследствие подклинивания элементов гидравлической системы или образование воздушной пробки в одном из контуров или его разгерметизации. Ремонт тормозной системы проводится с обязательной заменой всех выработанных составляющих и тормозной жидкости, причем замена тормозных колодок, дисков и барабанов для обеспечения равномерной выработки должна проводиться только комплексно.
- Стук тормозов или повышенная вибрация при торможении свидетельствуют о критической выработке колодок, дисков и барабанов. Необходима замена выработанных деталей или их восстановление. При условии сохранения эффективности торможения допускается продолжение пути без резких торможений. Экстренное торможение может вызвать заклинивание колодок, что приведет к блокировке колес.
- Писк (скрип) тормозов – некачественный материал на новых тормозных колодках или их недопустимая выработка, приводящая к скольжению металла по металлу. Продолжение движения допускается, т.к. сохраняется эффективность торможения.
- Заклинивание тормозных колодок обычно проявляется из-за коррозионных явлений металла, поэтому необходима тщательная очистка узла с нанесением защитных реагентов.