Все о коленчатом вале
Коленчатый вал – одна из главных составных деталей двигателя любого автомобиля. Он имеет сложную форму в виде множественных колен со шлифованными площадками для организации подшипников скольжения, называемые шейками. Главная задача коленвала – это передача усилия от поступательного движения поршней с шатунами во вращательный момент, т.е. именно от качества изготовления коленвала зависит допустимо максимальный крутящий момент двигателя и общий КПД и мощность двигателя.
Особенности коленчатого вала
Коленчатый вал Ауди имеет элементы:
- Коренные шейки – проточенные опоры основных (коренных) подшипников, за счет которых крепится коленвал в картере двигателя.
- Шатунные шейки – проточенные опоры подшипников крепления шатунов.
- Щеки с противовесами – механически обработанные элементы, соединяющие шатунные и коренные шейки и обеспечивающие балансировку коленвала от центробежных усилий с учетом веса шатунов и поршней.
- Передняя и задняя хвостовые части коленвала – «носок» и «хвостовик», за счет которых коленвал соединяется с остальными узлами двигателя для передачи крутящего момента.
Коленвал – одна из самых нагруженных деталей двигателя, поэтому особое внимание уделяется его жесткости, отсутствию каких-либо деформаций и качеству обработанных поверхностей шеек его сопряжения с другими деталями. Именно поэтому при выполнении капитального ремонта двигателя при обнаружении повышенной выработки шеек и тем более деформации коленвала целесообразнее купить коленчатый вал Ауди, чем его пытаться восстанавливать.
Несмотря на то, что коленвал ауди изготавливается из качественных легированных металлов повышенной твердости (сталь, чугун), большие усилия крутящего момента приводят к интенсивной выработке шеек. Это особенно проявляется при несоблюдении периодичности ТО и правил эксплуатации автомобиля, что может привести к незапланированному капитальному ремонту.
Когда необходим ремонт коленвала
Необходимость ремонта коленвала можно определить уже по ряду рабочих признаков двигателя:
- Потеря мощности двигателя с нестабильной работой на любых оборотах.
- Посторонние звуки (стуки, повышенный шум) и повышенная вибрация.
- Падение давления масла в системе.
При таких проявлениях рекомендуется осуществить полную диагностику двигателя и при подтверждении признаков выработки подшипников скольжения коленвала проводится капитальный ремонт. Стоит отметить, что ремонт двигателя только с заменой вкладышей подшипников (если позволяют допустимые размеры) продлевает срок эксплуатации узла всего на 30%, поэтому при выработке размера шеек около 50% целесообразнее проводить ремонт коленвала.
Ремонт коленвала Ауди осуществляется растачиванием его шеек при условии сохранения геометрических форм, т.е. отсутствия деформации, и запаса снимаемого металла до предельных ремонтных размеров. При этом необходимость и возможность растачивания коленвала определяется специализированными измерительными приборами, хотя часто изменения формы шеек коленчатого вала можно обнаружить даже визуально и с помощью штангенциркуля.
Ремонт коленвала Ауди необходим при:
- Обнаружении отклонения форм шеек: возникновение бочкообразности, эллипса или конусности.
- Снижении чистоты обработки шеек: видимые задиры, канавки, глубокие царапины или трещины.
- Обнаружении уменьшения размера шеек до его минимального поля допуска.
Виды ремонта коленчатого вала
Ремонт коленвала обычно сопровождается с ремонтом всего кривошипно-шатунного механизма, причем в зависимости от состояния его выработки разделяют несколько способов восстановления работоспособности коленчатого вала:
- Если коленвал не ремонтировался ранее, то отлично подойдет способ протачивания шеек на специализированных станках. Такая процедура достаточно проста для профессиональных мастерских, а вот своими руками ее провести невозможно, причем даже не рекомендуется самостоятельная полировка шеек с целью «выведения» царапин и канавок, т.к. можно нарушить геометрические формы и чистоту поверхности.
- При обнаружении размера шеек, который невозможно проточить до ремонтного размера и отсутствии возможности купить коленвал Ауди восстановление размеров производится наплавлением поверхностей твердым сплавом с последующим протачиванием на специализированных станках. Такой ремонт достаточно дорогостоящий с вероятностью возникновения деформации формы коленвала из-за повышенных температур, поэтому применяется крайне редко только при невозможности приобретения нового коленчатого вала.
- Купить новый коленвал Ауди – самый простой и надежный вариант ремонта кривошипно-шатунного механизма, при этом гарантированно чистота обработки и размеры шеек коленвала дадут возможность качественно собрать узел.